Слово семейственность в русском языке имело вообще-то отрицательную окраску, например: "Развели тут семейственность, понимаешь!".. Помните этот осуждающе- угрожающий басок партноменклатурщика, после которого обязательно следовали оргвыводы?! Однако в театральном деле подобное даже поощрялось, и эта пресловутая "семейственность" называлась театральной династией, семейными традициями и с удовольствием прослеживалась - чем дальше, тем лучше. За примерами далеко ходить не надо - они у всех на виду: отец и сын РАЙКИНЫ, ОЙСТРАХИ и пр.
Все это вспомнилось, когда решил написать об Иде КАМИНСКОЙ, известной еврейской актрисе, режиссере и театральном деятеле, 100-летие со дня рождения которой отмечалось в сентябре 1999 года.
Она была дочерью знаменитой Эстер Каминской - ЭСТЕР РОХЛ (настоящая фамилия Гальперн; 10.03.1868-27.12.1925). Выдающаяся еврейская актриса и крупный театральный деятель родилась в местечке Порозово Гродненской губернии. В 1892 году она дебютировала в театре "Эльдорадо" в Варшаве, исполняя легковесные роли в легкомысленных оперетках-однодневках, в слезливых мелодрамах. Но в 1900 году, как бы знаменуя начало бурного века, Эстер Рохл, ставшая к тому времени ведущей актрисой труппы, настояла на включение в репертуар пьес Д. Пинского, И. Переца и Я. Гордина. Исполнение реалистических ролей в пьесах Гордина - Хаси ("Сиротка Хася"), Эсфири ("За океаном"), Миреле Эфрос и др. показало, на что была способна бывшая девчонка из еврейского местечка. Великолепное знание еврейского местечкового быта, огромный темперамент актрисы принесли ей заслуженный успех. Выступала Эстер Каминская и в переводном репертуаре.
Для нас, одесситов, особенно важно то, что, выехав в 1903 году впервые на гастроли в Россию - Петербург, Киев - она не миновала и Одессу.
В том же году в Варшаве Эстер Рохл организовала и возглавила "Литературную труппу" (1907-10 гг.), в репертуаре которой были пьесы русских и иностранных авторов, "На дне", "Дама с камелиями", "Нора"... В последующие годы - с 1905 по 1919 - она гастролировала со своей труппой в России и США, а с 1920 и по год своей смерти - 1925 - выступала только в Варшаве.
По театральной и артистической деятельности Эстер Каминской существует обширная литература на еврейском, польском и русском языках: известный советский литератор Н. Ойслендер написал несколько книг - "Идишер театр" (Москва, 1940 г.) и "Брив фун Эстер Рохл Камински" (Вильно, 1927 г.), а Грудберг-Турков И. - "Ди маме Эстер Рохл" (Варшава, 1953 г.). Много писал о ней и известный московский театральный критик Евгений Яковлевич Генис в начале 60-х годов.
Мы так подробно остановились на театральной родословной мамы нашей основной героини - Иды Каминской потому, что она была связана с Одессой-мамой. Это тем более важно было подчеркнуть, что Каминская-младшая, много гастролировавшая по белу свету, в Одессу так ни разу и не завернула.
О ее о детстве, как и детстве всех других "театральных" детей, хорошо написала Маргарита Владимировна Алтаева-Ямщикова, дочь небезызвестного Владимира Дмитриевича Рокотова, умершего в 1900 году, - драматического актера, антрепренера, издателя "Киевского вестника": "Они проходят передо мной вереницей, эти дорогие мне лица. Актеры нянчили меня. За кулисами я была, как дома: меня передавали с рук на руки; с самого раннего детства я уже пересмотрела пропасть пьес..." ("Памятные встречи", Москва, 1957 г.). То же можно сказать и о детстве Иды Каминской: с раннего возраста она принимала участие в спектаклях еврейской передвижной труппы, что гастролировала по городам Литвы и Польши. Дебютировала в 1916 году в еврейской оперетте, а с 1917 года Ида работает в театре своей матери Эстер, выступая как на польском, так и на еврейском языках.
В начале 1920 года Ида Каминская вместе с З. Турковым организует в Варшаве Еврейский художественный театр, а с 1939 года возглавляет Государственный еврейский театр во Львове, который с началом второй мировой войны был эвакуирован и обретался в городах Средней Азии. И все же в Советской России Каминская проработала недолго - в 1947 году она возвращается в Польшу, где руководит еврейскими театрами в Лодзи (1949-53) и Вроцлаве (1953-55), а с 1955 - в Варшаве.
Пятидесятые годы - это годы заграничных гастролей: Англия, Франция, Бельгия, Германия, Голландия и Израиль. Продолжая незабвенные традиции своей матери, - Ида наряду с еврейской классикой и современными пьесами ставила в руководимых ею театрах и "Братьев Карамазовых" по Достоевскому, и "Мещан", и "Оптимистическую трагедию" В. Вишневского, и "Волков" Р. Роллана, и "Пана Иовяльского" Фредо и др. Мамина школа сказывается и в том, что сама Ида была автором комедии "Был некогда царь...", написанной в 1929 году; в то же время она успешно выступала и в трагических ролях: Миреле Эфрос, Норе, Лауренсии, Кручининой - за эту роль она получила Государственную премию в 1949 году; Кураж ("Мамаша Кураж и ее дети" Брехта), Этель ("Юлиус и Этель" Кручковского и т.д.
А вот в чем Ида превзошла свою знаменитую маму - она снималась в кино. Впрочем, если бы Эстер Рохл прожила еще лет десять - кто знает... Ведь умерла она еще сравнительно молодой - в 57 лет.
Как хотите, но семейственность - вовсе неплохая вещь, как выясняется.
Династия Каминьских
В этой статье речь пойдёт о семье выдающихся еврейских артистов Каминьских - Аврааме Исааке, его жене Эстер Рахель и их детях Иде и Иосифе. В 1868 году, в местечке Воля под Варшавой родился будущий антрепренёр, актёр и переводчик Авраам Исаак Каминьский. Через два года в маленьком местечке Порозово Волковыского уезда Гродненской губернии в семье кантора Халперна появилась на свет дочь, которую назвали Эстер Рахель. В 1887 году Авраам Исаак собрал в Варшаве любительскую еврейскую труппу, с которой разъезжал по местечкам Польши, играя спектакли на идиш. Через год в труппе Каминьского дебютировала юная Эстер Халперн. В 1892 году она уже выступала на сцене известного варшавского театра "Эльдорадо".
1893 год - особый в судьбе Авраама Исаака Каминьского и Эстер Рахель Халперн. Они заключают брак, а труппа Каминьского получает право играть в помещении русско-польского варшавского театра Ольгиньской. Владелице театра было разрешено представлять два раза в неделю спектакли на "немецком языке".
Во второй половине XIX столетия у еврейского театра не было выдающихся достижений. Репертуар был беден и страдал однообразием. Хороших пьес было чрезвычайно мало. Труппа Каминьского исполняла в основном незамысловатые мелодрамы, комедии и оперетты Авраама Гольдфадена.
Однако именно Каминьским суждено было открыть новую, яркую страницу в истории еврейского театра.
В 1906 году Авраам Исаак Каминьский основывает в Варшаве собственный театр, для которого создаёт ряд небольших пьес, переводит на идиш произведения классиков мировой литературы - "На дне" М. Горького, "Разбойники" Ф.Шиллера, "Мнимый больной" Ж.-Б. Мольера и другие.
В 1908 году супругам Каминьским удалось объединить лучших еврейских актёров Варшавы в "Литерарише трупе" ("Литературная трупа"), которую возглавила Эстер. По её настоянию в репертуар театра и "Литерарише трупе" были включены новейшие произведения еврейских авторов - Ицхока - Лейбуша Переца, Якова Гордина, Давида Пинского и других, заложившие основу серьёзного еврейского драматического репертуара. В них и в произведениях нееврейской классики - "На дне" М. Горького, "Дама с камелиями" А. Дюма, "Нора" Г. Ибсена проявилась вся глубина дара драматической актрисы Эстер Каминьской.
Однако главный образ Каминьской - еврейская женщина, её душевный мир и страдания. Отражение прекрасно знакомого ей традиционного еврейского быта, глубокое проникновение в переживания героя, совершенная мимика придавали неповторимый реализм сценическим работам Эстер Каминьской. Миреле Эфрос и сиротка Хася в одноимённых пьесах Якова Гордина, главная роль в пьесе Давида Пинского "Мать" принесли ей необычайную популярность и звание "матери еврейского театра".
Театр Каминьского постоянно приглашают на гастроли. С 1903 года актёры разъезжают по городам и местечкам Российской империи, через шесть лет успешно проходят гастроли в США. В 1910 году Эстер и другим актёрам театра рукоплескали Киев, Одесса, Москва, Петербург, а через три года - Париж и Лондон.
В 1925 году Эстер Рахель Каминская скончалась (её муж ушёл из жизни в 1918 году), а в 1926 году варшавская ежедневная газета "Дер Момент" опубликовала её воспоминания - "Дернер ун блумен" ("Тернии и цветы").
Дочь Каминьских Ида с раннего детства выступала в театре отца, где в пять лет исполнила свою первую роль (Сенка в пьесе Д. Пинского "Мать"). Ида постоянно сопровождает родителей на гастролях. С 1916 года она играет в еврейской оперетте, а через год оканчивает в Варшаве драматическую школу, участвует в постановках матери.
В 1921-28 годах Ида Каминьская совместно с мужем Зигмундом Турковым руководит Варшавским художественным еврейским театром (ВИКТ), в котором выступает как актриса и режиссёр. В 1933 году Ида основывает свой театр. Она продолжила традиции игры своей великой матери, ещё более усиливая трагические черты сценических образов. Славу актрисе Иде Каминьской принесли роли Миреле Эфрос, Норы в "Кукольном доме" Г. Ибсена, матушки Кураж в "Матушка Кураж и её детях" Б. Брехта.
В 1912 году Эстер и Ида Каминьская впервые снялись в кино. Режиссёр М.Товбин экранизировал "Миреле Эфрос" Гордина. Главную роль в фильме исполнила Эстер, а тринадцатилетняя Ида выступила с эпизодической ролью. Успех сопутствовал и картине "Ткиес каф" ("Сговор", 1923). Режиссёр Зигмунд Турков снял в нём как свою жену, так и Эстер Каминьскую. В основу фильма была положена известная еврейская легенда о диббуке, которая стала сюжетом для одноименной пьесы (1916) знаменитого поэта, прозаика, этнографа и драматурга, автора "еврейской марсельезы" (гимна "Бунда") С. Ан-ского (Семёна Акимовича Раппопорта). Пьеса Ан-ского впервые была поставлена на идиш Виленской театральной труппой. В еврейских народных поверьях диббук представляется в качестве злого духа, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняя душевные недуги, говорит устами своей жертвы, однако не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.
Последней совместной работой в кино матери и дочери Каминьских стал фильм "Обет" (вышел на экраны в 1924 году). Самостоятельно Ида снялась в картинах "Кара Божья" и "Двоемужняя" (обе - 1913), а через три года в фильме "Брак на распутье". В 1939 году вышла её последняя довоенная работа - фильм "Бездомные".
Гитлеровское вторжение заставило Каминьскую покинуть Польшу. Она бежала в Советский Союз, где в 1939-46 годах руководила Львовским еврейским театром (в 1941 году был эвакуирован в город Фрунзе).
В 1947 году она возвращается в Польшу, а через два года Варшавский еврейский камерный театр был преобразован в Государственный еврейский театр, которому были присвоено имя Эстер Рахель Каминьской. (Отметим, что годом раньше в Минске был закрыт Государственный еврейский театр БССР). Художественным руководителем Государственного еврейского театра имени Каминьской до 1968 года являлась Ида. В 1949-53 годах она возглавляет еврейский театр в Лодзи, а в 1953-55 - во Вроцлаве. Как режиссёр Ида Каминьская ставит в своей инсценировке произведения классиков мировой литературы - "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского, "Меир Эзофович" Э.Ожешко и другие.
Труппа Государственного еврейского театра Польши совершает несколько гастрольных турне по странам Северной и Южной Америки, Израилю и ряду государств Западной Европы.
В 1965 году на экраны выходит фильм чехословацких режиссёров Я.Кадара и Э.Клоса "Магазин на площади". Сценарий был написан Л. Гроссманом. Повествование о трагедии еврейского народа - картина, главную роль в которой исполнила Ида Каминьская, была удостоена премии "Оскар" Американской киноакадемии как лучший иностранный фильм (1966). Фильм получил множество других премий и призов, среди которых - премия международного кинофестиваля в Каннах, Государственная премия ЧССР.
1968 год стал судьбоносным для авторов картины. Советское вторжение вынудило покинуть Чехословакию кинорежиссёра Яна Кадара (переехал в США) и сценариста Л. Гроссмана (эмигрировал в Израиль). Развёрнутая польскими властями антисемитская кампания лишила зрителей театр Иды Каминьской. Она покидает Польшу и отправляется в США, где играет в разных театрах Нью-Йорка, а потом переезжает в Германию. В 1975-76 годах успешно прошли её гастроли в Израиле. Автор двух пьес, переводчица на идиш около 60 пьес зарубежных авторов, режиссёр 65 спектаклей и исполнитель 124 ролей - Ида Каминьская скончалась в 1980 году в Нью-Йорке.
Восемью годами ранее в Тель-Авиве ушёл из жизни её брат композитор, дирижёр и скрипач Иосиф Каминьский (родился в 1903 году). Иосиф учился в Высшей Музыкальной школе в Берлине и Новой консерватории в Вене. В 1920 году он дебютировал как солист с Варшавским филармоническим оркестром. Иосиф Каминьский играл в еврейском театре в Варшаве, стал первой скрипкой оркестра Варшавского радио. В 1937 году он принял решение покинуть Польшу и перебрался в Эрец-Исраэль, где возглавил симфонический оркестр, сформированный в 1936 году Исраэлем Б. Губерманом из музыкантов-евреев - выходцев из Германии, Австрии, Польши, Нидерландов и Венгрии. Каминьский писал музыку для оркестра, камерных ансамблей, а также для отдельных инструментов.
Такова история великой семьи Каминьских, посвятивших свою жизнь еврейской культуре.
Анатоль Шахлиевич
Источник: http://klezmer.com.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий